Обращение епископа Козельского и Людиновского Никиты перед началом Великого Поста

Возсия весна постная, цвет покаяния,

очистим убо себе, братие, от всякия скверны,

Светодавцу поюще рцем:

слава Тебе, Едине Человеколюбче!

(Среда сырная вечер, на стиховне самогласен)

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! От всего сердца поздравляю Вас со вступлением в святые дни Великого поста!

Пост современен человечеству. Он был установлен самим Творцом вскоре после сотворения человека. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16-17).

«Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтоб снова взойти в рай», — говорит святитель Василий Великий. В подтверждение его слов вспомним ветхозаветных праведников, которые посредством поста сподобились великих милостей от Бога. Так пророк Моисей после сорокадневного поста получает от Бога Скрижали Закона на Синайской горе. Пророк Илия, укрепившись постом и молитвой, сподобляется, насколько это возможно человеку, видения Господа в пещере горы Хорив. Пророк Даниил, вооружившись постом, невредимым находился в яме со львами.

В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос, перед началом своего общественного служения, соблюдает сорокадневный пост, показывая и нам пример воздержания. Более того, Он заповедует соблюдения поста своим ученикам – апостолам, от которых и мы приняли это установление. Поэтому каждому христианину, в меру своих физических сил, нужно стараться соблюдать Великий пост.

Однако, важно соотносить строгость поста со своими силами, чтобы, начав поститься строго, потом по причине сильного физического ослабления не бросить поста совсем. Лучше с самого начала определить себе меру постного подвига, исходя из возможностей своего здоровья, и потом придерживаться её во весь пост. Преподобный Моисей Оптинский советует: «Держите во всем умеренность: в правиле и пище, чтоб от чрезмерия не унывать, но мирным и благодушным быть в деле Божием».

Важно понимать, что воздержание от пищи не является самым главным в пощении. Воздержание от пищи должно соединяться с молитвой и добрыми делами. «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

Начиная этот пост, который по своему существу является нашей духовной жертвой Богу, вспомним слова Христа, говорящего: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24). Отсюда видно, что наш пост не будет угоден Богу, если мы не попросим прощения у обиженных нами людей и в свою очередь не простим досадивших нам.

Вступая на спасительный путь Великого поста желаю всем Вам, дорогие мои, благословения и помощи Господней в совершении постного подвига и испрашиваю прощения и сугубых молитв о мне грешном.

Епископ Козельский и Людиновский Никита

г. Козельск.

10 марта 2019 года.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: