Слово епископа Козельского и Людиновского Никиты на открытии конференции — «Утраты и приобретения: взгляд в будущее»

Слово епископа Козельского и Людиновского Никиты на открытии конференции в рамках XX Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской митрополии — «Утраты и приобретения: взгляд в будущее» (региональный этап ХХVI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве с 24 по 26 января 2018 года по теме «Нравственные ценности и будущее человечества»)в городе Козельске 19 сентября 2017 года.

Уважаемые сопредседатели, педагоги, дорогие отцы, братья и сестры – участники и гости нашей научно-практической конференции!

Поздравляю вас с началом работы XX юбилейных Богородично-Рождественских Чтений Калужской митрополии,торжественное открытие которых было совершено вчера митрополитом Калужским и Боровским Климентом и губернатором Калужской области Анатолием Дмитриевичем Артамоновым в Калужской областной филармонии. Надеюсь, многим из присутствующих удалось посетить открытие и пленарное заседание Чтений, послушать замечательные и содержательные выступления сопредседателей и докладчиков пленарного заседания. Нынешние Чтения, как и весь 2017 год, посвящены осмыслению утрат и приобретений прошлого столетия. Действительно, эпохальные события, произошедшие сто лет назад, почти до неузнаваемости изменили нашу страну и наш народ. С одной стороны – это разгром большевиками Российской империи, превращение ее в насильственно-безбожный и террористически-деспотический Советский Союз, миллионы жертв гражданской войны и сталинских репрессий, а с другой – это Поместный Собор 1917-18 годов, восстановление патриаршества, тысячи новомучеников и исповедников и, наконец, — возрождение Православия в нашей стране, очищенной многолетними страданиями русского народа и освященной кровью и молитвами великого множества невинно убиенных христиан.Что все это? Утраты или приобретения? Что утратил и что приобрел наш народ, сменивший православную монархию на коммунистическую тиранию, отвергшийся святой старины и отеческих традиций, но вместе с тем прошедший горнило гражданской и Великой Отечественной войны, восстановивший из пепла и руин свои города и села, явивший в новомучениках столько веры, мужества и подлинной святости, сколько мир не видал со времен древних гонений на христиан?

Утраты очевидны: это старый привычный уклад жизни, православная монархия, дворянское сословие, спокойствие и стабильность, великое множество утраченных святынь и, конечно, — искалеченные и преждевременно прерванные судьбы миллионов русских людей… Однако приобретения несравненно более множественны и масштабны. И главное из них – это опыт. Горький опыт попрания многовековых устоев и традиций, междоусобной смуты, бессмысленных жертв и безбожной, бездуховной жизни советского общества. Но вместе с тем и благодатный опыт исповедничества и страданий за веру, самоотверженного подвига русского народа во время войн и прочих бедствий, сохранения православной веры и преемственности священства на протяжении всего советского периода и, наконец, — отвержение насильственно лживого и бездуховного советского строя, возрождение Русской Православной Церкви, возвращение к исконно русской духовности и нравственности.

Помимо громадного исторического опыта, наш народ приобрел великий сонм угодников Божиих, вера и святость которых проявились в период тяжелейших потрясений и жесточайших гонений на Церковь и верующих. Теперь мы с верой и упованием молимся этим святым – нашим соотечественникам, для кого-то землякам, может быть родственникам – ставшим святой и невинной жертвой за грехи нашего народа, совершенные еще раньше, в предшествовавшие столетия, когда при повсеместном внешнем благочестии русское общество неуклонно расцерковлялось, теряло живую искреннюю веру и чистую евангельскую нравственность.

Вот на этот период, на время, предшествовавшее революционным потрясениям и коммунистическому разгулу, мне кажется, и нужно обратить особое внимание.

Именно там, в дореволюционную эпоху, в период блеска и могущества православной монархии, Российской империи, — и кроются причины и предпосылки ужасов и потрясений XX века. Что здесь обычно имеется в виду? Засилье западных, главным образом, протестантских идей, веяний и традиций во всех сферах жизни интеллигенции и дворянства. Лишение Русской Православной Церкви предстоятеля и коллегиальное управление с мощным контролем и влиянием со стороны государства. И, наконец, оскудение живой веры и искреннего благочестия в среде духовенства, монашества и простом народе, явившееся уже следствием первых двух обстоятельств.

С подобными мыслями мы с вами хорошо знакомы и слышим их довольно часто. Но вынесли ли мы из этого должный урок? Узнаем ли мы в нашей современной церковной и светской жизни те явления и тенденции, которые вынудили Божие правосудие, а скорее, Божие милосердие вразумить, очистить и исцелить нашу страну и наш народ страшными и тяжелыми событиями XX века от тех губительных для Церкви и общества недугов и заблуждений, которые постигли наш народ в послепетровские времена? Уверен, что на это всем нам необходимо обратить особое внимание. Мы прекрасно поняли, как хитер лукавый враг рода человеческого, подменяющий понятия, предлагающий под лозунгами свободы и равенства рабство и террор. Мы знаем, насколько глупо и нелепо упорное безбожие и так называемый научный атеизм, пытающийся как-то и чем-то оправдать нежелание видеть, чувствовать и признавать Бога и Его проявления в мире. Мы убедились, что веру, традиции, святыни народа невозможно отменить декретами и искоренить гонениями. Осталось научиться самому главному – вовремя разглядеть и распознать повторение этой истории, увидеть в современной жизни те же явления, те же настроения, — которые явились причинами и привели к необходимости послать нам вразумительные и искупительные события XX века. Разглядеть и распознать – чтобы не повторить.

Сегодня мы с вами заслушаем ряд сообщений и докладов наших дорогих гостей, которые помогут нам еще раз глубоко и тщательно исследовать поднятую нами тему, ответить на главные вопросы, которые мы сегодня поставили и почтить своим вниманием и усердием память тех, кто своей кровью и ценой своей жизни засвидетельствовал верность тем истинам, которыми мы сегодня живем и которые спокойно и безопасно можем исповедовать и проповедовать.