Роль и место духовно-нравственного воспитания в системе общего образования. Исторический экскурс (дореволюционная Россия, Советский Союз, постсоветская Россия)

«От воспитания наших детей зависит наша будущая жизнь,
оправдание или осуждение перед Богом,
а потому нерадение о них есть величайшее зло»
свт. Иоанн Златоуст

Проблема духовно-нравственного воспитания в настоящее время является актуальной и значимой. Национальная доктрина образования признает роль образования сферой не только накопления знаний и умений, развития творческих способностей, но и воспитания высоких нравственных принципов. Современная система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России. Для того чтобы общество сохранило свою неповторимую культуру, должна существовать передача тех духовных, ценностных ориентиров, на основе которых оно держалось и развивалось на протяжении сотен лет. Именно поэтому так важно обращение к историческому опыту процесса духовно-нравственного воспитания, существовавшего в России в разные периоды .

Дореволюционная Россия – это наше государство от времен Киевской Руси до превращения ее в империю.

По словам свт. Феофана Затворника «Жизнь духовная есть следствие общения с Господом; вне Его и без Него нет у нас жизни истинной». Именно такое понятие духовности легло в основу русского воспитательного идеала средневековой Руси. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Такие духовные ценности, как любовь к ближнему, соборность, честь, верность, самоотверженность – объединяли народ.

В XVIII в. Россия превратилась в империю, во главе которой стал монарх – император, возвысивший себя над Церковью. Новый воспитательный идеал – формирование человека — государственного, слуги царя. Новые ценности: высокая нравственность, любовь к науке, трудолюбие, служение Родине.

XIX в.- распространение материалистических, нигилистских и других идей в школах Российской империи. Вторая половина XIX-начало XX вв.- возвращение к духовным религиозным истокам. В основе воспитания понятия ценности жизни человека, его духовных устремлений и чаяний, его общественной деятельности и отношений. Формируются понятия научного мировоззрения, религиозное, патриотическое, трудовое, нравственное, эстетическое, физическое воспитание. В педагогических системах образовательных учреждений того времени абсолютный идеал соответствовал идеалу божественного совершенства, вера была поставлена во главу всей  воспитательной системы, что задавало конкретные характеристики реально достижимому воспитательному идеалу, основные из которых: внутренняя религиозность, нравственная ответственность, разносторонняя образованность, широта взглядов, действенное желание блага Отечеству, а также: честность, милосердие, благотворительность обездоленным, кротость, учтивость, воздержание, мужество и терпение жизненных невзгод и др.

Цель воспитания юноши, защитника Отечества предполагала укоренение желания блага всему человечеству, выраженное в каждодневном делании добра и честной жизни. Целью воспитания девицы была подготовка к исполнению высокой роли хранительницы нравственной чистоты, независимо от предстоящей в обществе роли дочери, жены или матери.

Октябрьская революция 1917г. трансформировала не только общество, но и общественное сознание. Советское воспитание приобрело новую форму — идейно-нравственную, нужно было воспитать человека новой формации –человека – рабочего, строителя земной жизни. Высшим человеческим устремлением советская педагогика определяла построение коммунистического общества, достижение видимых целей земного бытия.  Целью воспитания стала подготовка к труду, а не совершенствование природы человека во имя спасения души, подготовки к вечности, устремления к Богоподобию.

И хотя понятие «духовность» не отвергалось, но его содержание стало иным в сравнении с христианским пониманием. Оно было тождественно понятию «нравственность». Ценности нравственности, коренившиеся в христианском миропонимании: совестливость, доброта, сострадание, уважение к старшим, скромность, нестяжательность, самопожертвование, патриотизм, интернационализм, содружество наций, свойственное русскому человеку, возросшему на традициях добрососедства в условиях Российской Империи, патриотизм, были положены в основу воспитательного процесса.

Признавая значимость общечеловеческих ценностей, советская педагогика, внеся идеологические коррективы, избрала направлениями своей воспитательной деятельности формирование у подрастающего поколения научного материалистического мировоззрения, осознания хода истории как проявления классовой борьбы, гражданское, патриотическое, трудовое, физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Ценности нравственности, морали, кодекс строителя коммунизма хоть и имели иное целеполагание, но были соприродны тем, которые заложили дореволюционные педагоги.

Система образования в России в постсоветское время оказалась на перепутье: с одной стороны, поспешно отвергнув многие гуманистические идеалы, сохранившиеся в советской педагогике, по инерции пыталась переложить на современный лад выработанные в советские годы принципы работы, с другой стороны, безоглядно заимствовала их с Запада. Советские ценности изжили себя, общечеловеческие понятия подверглись сомнению, а зарубежный опыт привнес свойственные западному обществу рационалистические стандарты, материальные и интеллектуальные ценности, что пошатнуло систему нравственных устоев, складывавшуюся в России веками. Приоритетом педагогики 90-х гг. XX в. стало индивидуально-личностное развитие подрастающего поколения, которое и остается одной из задач современного образования. Однако в то время оно было настолько «индивидуальным», что, привело к обесцениванию жизни других людей.

Воспитание, традиционно в России определявшее все направления педагогической деятельности, было отодвинуто в сторонку, а образование, опять же заимствованное из западной педагогики вышло на первый план. Отношение власти к воспитанию прослеживается в Законе «Об образовании». В его первой редакции (1992 г.) о воспитании говорится всего один раз и только в связи с понятием образования: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства…». В редакции 1996 г. термины «обучение» и «воспитание» были переставлены местами. Последняя редакция закона, принятая в конце 2007 г., отдает духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования.

Таким образом, в настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования наряду с другими целями направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности, овладения духовными ценностями народа России, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС, обращает внимание на выдающуюся роль православной веры в истории России, в обеспечении единства ее народа. Концепция указывает на традиционные российские религии как на источник нравственности, рассматривает приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий в качестве важного компонента программ воспитания и социализации школьников, рассматривает представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира в ряду национальных ценностей.

Учитель истории НОУ «Православной гимназии в г. Козельске» Петрова Ирина Петровна
Козельск 1 октября 2014 г.