Село Нижние Прыски очень древнее. Расположено на слиянии двух рек Жиздры и Хотёнки (Нойки). В 1731 году богатый помещик Ртищев строит кладбищенскую церковь. В 1776 году Ртищев выдает свою дочь Александру за Г. П. Бахметьева, в составе ее приданного было село Н. Прыски. Г. П. Бахметьев овдовев, строит на кладбище, вместо кладбищенской церкви, большой храм с усыпальницей в подклете, для помещения праха своей супруги. Так в селе был выстроен большой храм городского типа, трех престольный. Центральный в честь Преображения Господня (престольный праздник 6/19 августа). Правый придел в честь свт. Николая Чудотворца Мирликийского (престольный праздник 6/19 декабря, перенесение мощей свт. Николая 9/22 мая). Левый придел св. вмч. Параскевы (престольный праздник 28 октября/ 10 ноября).

Храм базиликальный, трапезного типа, одноглавый. На основном четверике покоится световой барабан в виде ротонды с купольным покрытием. В трапезную встроена трехъярусная прямоугольная колокольня с завершением в виде четырехгранного шпиля. Кованые Кресты на храме сохранились. Храм принято считать усадебным, хотя черты храма типичны для Калужской архитектуры, в ее наивысшем расцвете.

Внутри храма сохранился уникальный пол, выложенный плитками уральской яшмы, относящийся к первоначальной застройке. Стены покрыты живописной росписью Библейских и Евангельских событий, выполненной во второй половине 19-го века. В 1795 году дочь Бахметьева выходит замуж за сына бывшего Калужского губернатора Н. Е. Кашкина. Кашкины приехали на Русь в свите Софьи Палеолог, племянницы последнего Византийского императора Константина Палеолога, еще в 1472 году. Софья Палеолог стала супругой Московского князя Ивана III, и является бабушкой царя Ивана Грозного. С фамилией Кашкиных связана история храма до 1917 года. Кашкины дали отечеству не только просвещенных демократов, но и глубоко религиозных людей, известных своей благотворительностью.

После октябрьского переворота в храме продолжалось богослужение. В 1924 году храм был закрыт. По документам архива до 1917 года в храме служил священник Алексей Преображенский. Перед Великой Отечественной войной в храме было колхозное зернохранилище. Расположенную под храмом большую “Амосовскую печь”, имеющую дымоходы в полу и стенах храма, топили, зерно просушивалось за счет разогрева всего пола. В 1941 году в село вступили немецкие войска, храм был очищен от зерна, и стало совершаться богослужение.

После отступления немцев, пришли советские войска. В храме была устроена кухня. Решетки окон выпилили и через окна подавали солдатам посуду с едой. Стены и своды храма покрылись густым слоем копоти, покрывшей настенные росписи. Покидая село, красноармейцы заложили под стены храма взрывное устройство, и только самоотверженное заступничество и вмешательство председателя сельского совета Тихона Филипповича Тарасова спасло храм от разрушения. Сам Т. Ф. Тарасов рассказывал об этом, что он заявил командиру, что Ленин запретил взрывать этот храм, как памятник архитектуры, принадлежавший Кашкиным, среди которых были декабристы и петрашевцы, выступавшие против царского самодержавия. Командир дал команду: “отставить взрывать”, и войска пошли гнать врага на запад.

В 1943 году с разрешения властей в храме началось богослужение. Столер-резчик по дереву Алексей Григорьевич Архипов собирал иконостас. В 1946 году в Прыски, из мест заключения, прибыл священник Сергей Георгиевич Шумилин. У него оказался деятельный помощник в лице полковника Советской Армии, профессора архитектуры Николай Петрович Никитин, родной племянник оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Профессор руководил всей реставрацией храма. В промывке настенной росписи со всей душой, полной благодатной веры, участвовал Николай Никифорович Беляев, бывший учитель черчения и рисования местной школы. В последствии Николай Петрович Никитин помог оформить храм на охрану государством, как памятник архитектуры 18-го века охраняемый государством, с закреплением этой надписи на мемориальной доске из белого мрамора с левой стороны у входа в здание храма.

Затем в Храме служили, сменяя друг друга, священники: Константин; Стефан; Вячеслав; Илья.

По приглашения правящего архиепископа Ермогена (Голубева), его указом, в 1963 году, был назначен иерей, ныне митрофорный протоиерей Леонтий Никифоров. С 1963 года и по настоящее время все события, и вся церковная жизнь связаны с последним Настоятелем Храма митрофорным протоиереем Леонтием Никифоровым.

Это один из старейших храмов Козельского района. Несмотря на это, приход живет активной современной жизнью. Члены прихода ведут занятия по ОПК в местной школе, работают с частным приютом «Рождественский». Храм реставрируется, проводятся масштабные работы по прокладке современных коммуникаций. Богослужения проходят регулярно. Настоятелю храма 80-летнему протоиерею Леонтию Никифорову, с благословения митрополита Климента, помогает заштатный священник Валентин Петраков.

Храм трехпрестольный:
В честь Преображения Господня, освящен иерейским чином в 1942г.;
В честь свт. Николая Чудотворца, освящен иерейским чином в 1942г.;
В честь вмц. Параскевы Пятницы, освящен иерейским чином в 1942г.;

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Карта приходов Козельской епархии