7 февраля 2017 года в музейно-краеведческом центре «Музей комсомольской славы» состоялось открытие выставки «Подвигу веры посвящается …», посвященной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Выставка организована миссионерским отделом Козельской епархии по благословению Преосвященнейшего Никиты епископа Козельского и Людиновского.

 

Соорганизаторами выставки стали Казанский собор г. Людиново, отдел образования администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район», МКЦ «Музей комсомольской славы».

За двадцать веков существования Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Русская Православная Церковь в XX веке. 

Целенаправленно уничтожались священнослужители и монашествующие, многие миряне пострадали за веру. Священник мог быть расстрелян за то, что отказался отдавать на поругание святыни храма, оказал сопротивление при изъятии церковных ценностей или просто за то, что он «служитель культа». Перед каждым человеком в то время стоял вопрос: исповедовать свою веру, отречься от нее или затаиться? Сотни тысяч наших соотечественников не согласились идти против совести, хотя и понимали, что исповедание веры в Бога приведет к гонениям, мучениям и казням. Аресты, пытки, муки, голод, болезни, тюремное заключение, лагерные работы, расстрелы стали уделом миллионов русских людей в продолжение десятков лет. Сотни тысяч из них пострадали за веру во Христа.

Сегодня мы пытаемся понять значение подвига новомучеников и исповедников Российских, кровью которых возрождается православная вера в народе, возрождается церковная жизнь.

На выставке можно узнать подробнее об этом времени и о людях. Приведенные на выставке статистические данные основаны на материалах базы данных Православного Свято — Тихоновского гуманитарного университета «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века».

Вы ставка представляет собой 44 постера. Темы лишь некоторых из них: ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ СВ. ТИХОН (БЕЛЛАВИН); ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II И ЕГО СЕМЬЯ; СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК АФАНАСИЙ (САХАРОВ); ВЗРЫВ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ; ВСКРЫТИЕ И ОСКВЕРНЕНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ, 1919 Г.; СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ В ИСПРАВИТЕЛЬНО — ТРУДОВЫХ ЛАГЕРЯХ; МИТРОПОЛИТ СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ) и многие другие.

На мероприятии, посвященном открытию выставки, присутствовали заведующая отделом образования муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» М.А. Денисова, настоятель Казанского собора митрофорный протоиерей Алексий Жиганов, клирик храма в честь преподобного Сергия Радонежского протоиерей Димитрий Губаль, настоятель Лазаревского храма протоиерей Михаил Карпенко, иерей Артемий Арутюнян, клирики Казанского собора иерей Алексий Сначев и диакон Андрей Соколов, педагоги общеобразовательных и воскресных школ, дошкольных организаций, учащиеся школ, представители средств массовой информации, прихожане храмов города. С приветственным словом к собравшимся обратилась заведующая отделом образования муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» М.А. Денисова и настоятель Казанского собора протоиерей Алексий Жиганов. Право разрезать ленточку и открыть выставку было предоставлено учащимся, победителям муниципального этапа олимпиады по основам православной культуры.

После осмотра экспозиции выставки состоялся просмотр документального фильма «Гонения на церковь в России XX века». Автор и ведущий — митрополит Иларион (Алфеев).

Картина рассказывает о самом трагичном этапе в истории Русской Православной Церкви, начавшемся в 1917 году и завершившемся на рубеже XX-XXI веков.

Продолжилось мероприятие рядом выступлений, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Российских. Тема выступления Павла Черешнева, учащегося МКОУ «Средняя школа№1» «Русская Голгофа»: место страдания и покаяния России» говорит сама за себя. 

Соловки стали воистину русской «Голгофой» XX века. Именно тут, на территории Соловецкого монастыря, в мае 1920 года был организован «СЛОН» — Соловецкий лагерь особого назначения. В храмах и других помещениях монастыря были устроены арестантские палаты. Со всех концов Советского Союза начали свозить в лагерь архиереев, священников, монахов, бывших заводчиков, купцов, крестьян, всех тех, кто стал неугоден новому режиму. Это место — не только место страдания, но и место духовного преображения через любовь. 10 августа установлено днем памяти Собора новомучеников и исповедников Соловецких. В него включены семьдесят имен святых.

И ещё одно место на карте России было названо «Русской Голгофой». Это поселок Бутово на южной окраине Москвы. В 20-е годы прошлого века на этой земле была организована сельскохозяйственная колония и размещалась воинская часть. В наши дни Бутово — один из жилых районов Москвы, но до недавнего времени это место называли «Бутовским полигоном».

К середине 30-х земля была обнесена колючей проволокой, и был обустроен «стрелковый полигон», чтобы приучить население окрестных деревень к выстрелам. Потом начались массовые расстрелы и захоронения. С 1937 по 50-е годы здесь захоронено свыше 100 тысяч человек, из которых — более 900 священнослужители. Но сколько было всего жертв, доподлинно неизвестно. В настоящее время в Собор новомучеников исповедников Российских, пострадавших в Бутово, включены имена 215 святых. 

Об исповеднике XX века архиепископе Луке (Войно – Ясенецком) рассказала Светлана Петровна Молодцова, методист отдела образования. Святой Лука Крымский принадлежит не к какой-то далекой эпохе. Это святой нашего времени. Его жизнь — поступки, которые совершенно непонятны современному человеку. С точки зрения простого обывателя Лука (Войно-Ясенецкий) все делал «не так, как надо». Губил карьеру врача, портил отношения с властями, отказывался от высоких постов, не брал денег с пациентов. Он мог стать художником, а стал архиепископом, жертвой политических репрессий и «мужицким лекарем». Больных он спасал при жизни, продолжает исцелять их и после смерти. Этот человек стал легендой XX века, объединив, казалось бы, противоположные вещи: высокую образованность легендарного хирурга и глубокую веру православного архиерея. Белый халат и черная ряса были с ним до конца дней. Он мог отказаться от денег, от комфорта, от славы. Но отступить от своего пути и своей веры — никогда.

О молитвеннике земли Калужской преподобноисповеднике Рафаиле (Шейченко) рассказала Светлана Анатольевна Романенко, учитель ОПК МКОУ «Средняя школа № 2».

Оптинский исповедник веры иеромонах Рафаил (Шейченко) родился в 1891 году и в крещении был наречен Родионом. Окончил церковноприходскую школу и поступил в земское училище, в котором проучился три года, а затем работал сапожником. В 1913 году он был призван в армию. Вернувшись с фронта на родину, Родион попрощался со своими домашними и отправился в Оптину Пустынь и был принят в число послушников. 

В 1918 году Оптина Пустынь была закрыта, и послушник Родион стал зарабатывать на жизнь сапожным ремеслом. В 1928 году состоялся постриг послушника Родиона в монашество с наречением имени Рафаил в честь архистратига Божия Рафаила, целителя человеческих недугов. В том же году рукоположен во иеродиакона, служил диаконом в Георгиевской церкви Козельска. В феврале 1930 года он был принудительно мобилизован на лесозаготовки. Осенью приговорен к десяти годам заключения. Находясь в лагерях, отец Рафаил не скрывал своей принадлежности к Русской Православной Церкви.

18 ноября 1943 года архидиакон Рафаил был освобожден из заключения, но, поскольку ему не разрешили жить в Козельске, он отправился в город Кирсанов Тамбовской области и поселился у верующей старушки, у которой прожил до 1944 года. В это время православные стали настойчиво приглашать его в Козельск, куда он переехал в апреле 1944 года.

1 октября 1944 года рукоположил архидиакона Рафаил рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Благовещенской церкви в городе Козельске. С этого времени началась многотрудная пастырская деятельность отца Рафаила.

Отец Рафаил – пастырь добрый и милосердный – помогал всем нуждающимся: в Козельск из ссылок и лагерей возвращались шамординские монахини; претерпев узы, многие из них стали немощны, и отец Рафаил старался их устроить. Дверь его кельи была открыта для всех, для каждого находилось утешительное слово и материальная помощь. В это время верующие, ища духовной поддержки и совета, стали обращаться к нему как к духовнику, со многими у него завязались близкие духовные отношения, которые нашли свое отражение в письмах.

Репрессии, проходившие по всей стране, не миновали и Людиновский край. О событиях того времени, происходивших в Людиновском районе, рассказала Марина Александровна Неверовская, учитель ОПК МКОУ «Манинская средняя общеобразовательная школа»: «Ушедшие за Веру и убеждения. Репрессии 30-х годов на Людиновской земле». Среди пострадавших в годы массовых репрессий несколько сотен имен наших земляков. Среди 900 репрессированных граждан Калужской области находятся также имена жителей Людиновского района. Трагическим судьбам наших земляков, ставших жертвами политических репрессий, посвящено данное выступление. 

Закончилось мероприятие выступлением музыкального коллектива Воскресной школы «Светоч» Казанского собора. Ансамбль «Благовест» (художественные руководители Галий Галина Александровна, Мамаева Людмила Васильевна, концертмейстер – Маркелова Маргарита Александровна) исполнил несколько произведений, созвучных теме выставки.

Выражаем благодарность за организацию и проведение мероприятия директору музейно-краеведческого центра «Музей комсомольской славы» Елене Витальевне Башкировой с сотрудниками, а также всем, кто содействовал и потрудился в благом деле!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter