Митрополит Калужский и Боровский Климент: Жилище Бога

fb twit rss etc

  • Новости
  • Митрополия
  • Митрополит
  • Семинария
  • Училище
  • Гимназия
  • ПМЦ "Златоуст"
  • Периодика
  • Фото/Видео

Обзор СМИ
Архив новостей Карта сайта
Контакты Главная Митрополит Проповеди Митрополит Калужск… Митрополит Калужский и Боровский Климент: 23 Сентябрь 2018

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин): Жилище БогаМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин):

Жилище Бога

Почему почитание Богородицы имеет в Православной Церкви столь принципиальное значение? Можем ли мы оставаться православными и относиться к Деве Марии как к обычному, пусть и очень хорошему человеку? В протестантизме, к примеру, установилась именно такая традиция отношения к Богородице.

Такое восприятие Пресвятой Девы Марии в протестантизме сложилось потому, что там нет понятия «обожения» – настоящего соединения с Богом. Поэтому протестанты не видят смысла почитать святых и Божию Матерь. Православные же почитают святых не просто за их человеческие качества, за то, что они были хорошими, благочестивыми людьми, – хороших людей много и вне Церкви. Мы прежде всего почитаем Бога, живущего в них. Принятие православия не делает человека автоматически хорошим и непринятие православия не делает его автоматически плохим.

Но мы почитаем святых не в рамках категории «хороший – нехороший», а по заповеди о почитании Бога. Святые для нас важны как причастники Божественной энергии, как те, кто сделал свои тело и душу, всего себя жилищем Бога. Мы чтим подвиг святых, их образ жизни, их решимость, волю, то, что они готовы были отбросить все земное и следовать за Христом. Это достойно уважения и к этому призван каждый из нас.

Богородицу же мы выделяем, потому что Она Матерь Господа. Если во всех святых Бог вселяется своей благодатью, то в Божию Матерь Он вселился еще и физически, телесно, воспринял от Нее человеческую природу. То есть Она сделалась жилищем Бога по преимуществу.

Вся ветхозаветная история существовала ради того, чтобы появилась Та Единственная, Которая смогла бы воспринять Бога Слово и послужить Его Воплощению. Господь с момента грехопадения человека начал готовить людей к спасению, начал готовить пришествие Христово. И в первую очередь должна была родиться Та, которая смогла бы сказать: «Да будет мне по глаголу Твоему». Вся родословная Христа, все события, которые проживали те или иные участники этой родословной, были направлены на то, чтобы подготовить появление Марии.

Дева Мария была избрана Богом предвечно. Каждая еврейская девушка мечтала о том, что именно от нее родится Мессия. Желающих было много, а способной понести этот подвиг оказалась лишь одна Дева. Одно дело мечтать быть кем-то, а другое – воспринять труд, который к этому приведет. С момента, когда Симеон Богоприимец сказал, что Ей самой оружие пройдет сердце, и далее – страданий и искушений в Ее жизни было море. И знания у Нее такого не было, что Христос родился, чтобы принять не только мученическую, но еще и позорную смерть на кресте, и только потом воскреснуть и таким образом победить смерть и дьявола. Она тоже, может быть, как и апостолы, ожидала, что Христос придет царем-триумфатором. Апостолы постоянно спрашивали Господа: «Когда устроишь царство Израилево?», так что подобные вопросы, возможно, рождались и в Ее душе. Но ожидания разошлись с действительностью. Вот еще почему нам так важен Ее пример – Она, родив Бога, смогла смириться, довериться Ему во всех обстоятельствах жизни.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что одно только имя «Богородица» содержит всю тайну домостроительства: кем именно был Христос, и что Он для нас сделал. И только почитая Богородицу, можно сохранить православное учение о Лице Господа Иисуса Христа. Здесь речь идет о догматике. На III Вселенском Соборе была опровергнута ересь Нестория, учившего, что Божия Матерь родила обычного человека, который в силу своей святости настолько соединился с Богом, что стал Богочеловеком. Несторий считал, что Божество вселилось во Христа, как в храм. Родился обычный человек, но родился чудесным образом, без мужа, – это он признавал. И в силу своих подвигов, в силу величайшей святости стал достоин того, что Бог вселился в него полностью. Поэтому Несторий призывал называть Божию Матерь Христородицей, а не Богородицей. С точки зрения несторианства, Пресвятая Дева Мария – простой человек, Жена, которая дала жизнь святому человеку. Эта ересь была опровергнута святителем Кириллом Александрийским.

Святой Кирилл настаивал не просто на правомерности, а на необходимости слова «Богородица». На вопрос «кого» родила Дева Мария, мы отвечаем: Бога, а на вопрос «что» родила Божия Матерь, мы говорим: человеческую природу. Тем самым говорим о том, что во Христе две природы – божественная и человеческая, но одна ипостась – Сына Божия.

Из слова «Богородица» нам становится ясно то, что Бог для нас сделал: Он родился от Девы как Человек. Но в то же время Он Бог. И в этом заключается домостроительство нашего спасения. В этих словах преподобного Иоанна Дамаскина заключена вся совокупность православной догматики, которая разъясняет и показывает нам все, что совершил Христос, начиная с Его Воплощения и заканчивая Его Вознесением и Пятидесятницей – ниспосланием от Отца Духа Святого.

Но важно не только понимать догматику, но и жить по вере. Тут можно вспомнить эпизод Евангелия, когда Христос вопрошает: «Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать» (Мф. 12, 48–50). Это слово было непонятно для окружающих, оно становится ясным только в контексте православия. А протестанты на основании этого высказывания уничижают Богородицу, говорят, что Сам Христос относился к Ней как к обычной женщине.

Но святые отцы поясняют, что душа каждого верующего крещеного человека должна вынашивать Христа. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что Христос входит в душу, как семя, и душа становится девой, вынашивающей семя. А святитель Иоанн Златоуст пояснял, что Христос мог хоть тысячу раз родиться в Вифлееме, но если Он не родится в твоей душе, не будет тебе от этого никакой пользы.

Христианская жизнь – это вынашивание Христа в душе верующего человека. Как женщина, когда вынашивает ребенка, оберегается, старается жить правильно, хранит себя от соблазнов, потому что понимает: сейчас ее жизнь принадлежит не только ей. Так и православный человек должен быть аккуратен в своей жизни, должен оберегаться от греха, помнить, что он призван соединиться со Христом, что его душа и тело должны стать сосудом благодати, которую даст Господь. Христос вселяется в нас и, подобно закваске, начинает «переквашивать» нас. Мы можем Ему либо не мешать, если будем жить в соответствии с заповедями, либо мешать, если будем эти заповеди нарушать.

Даже если человек очень хочет стать жилищем Бога, но мешают Ему «переквашивать» себя страсти. Они не дают ему выполнить свое намерение. Кто-то, к примеру, очень хочет не завидовать, не раздражаться или не осуждать, но раз за разом страсть его побеждает. Поэтому «переквашивание» жизни Христом, при согласии человека, – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Можно даже так просить Господа: «Господи, я хочу с Тобой идти, но слаб я и вот эта страсть так мне мешает, одолевает меня. Господи, верю Тебе, помоги моему неверию, укрепи и спаси меня».

Господь же видит в нас все наши страсти. Он их знает лучше нас самих. Его задача – помочь нам от них избавиться. Для этого Он показывает их нам, чтобы мы сами тоже эти страсти увидели. Поэтому часто мы попадаем в такие искушения, в которых нам открываются наши страсти. Так, постепенно, во многих искушениях душа, как матерь, должна выносить Христа и родить Его – принести духовный плод. Женщина в свой срок рождает ребенка. А душа верующего? Ведь можно всю жизнь ходить в храм, ездить по святым местам, даже утреннее и вечернее правило читать, считать себя верующим и при этом ничего в жизни не поменяется: вынашивает душа что-то и ничего не рождается. Что же есть рождение Христа в нашей жизни?

Как в земной жизни, пока ребенок во чреве матери, мы догадываемся о том, что она в положении, по косвенным признакам. А когда ребенок рождается, мы его видим в реальности. Так же и в духовной жизни: когда мы видим в человеке, что через него действует Христос, тогда и можем сказать, что Христос в нем родился. Тогда мы не просто догадываемся по каким-то косвенным признакам, что этот человек причастен Христу, к примеру, потому что он в храм ходит. Мы видим реально в его действиях действия Христа. Об этом свидетельствует его жизнь. Он милосерден, радостен, мирен, постоянно устремлен к Богу, готов оказать помощь, невзирая на свои затруднения или настроения, ищет блага не только себе и своим родным, но всем, с кем сводит его Господь.

Опубликовано: газета "Вечерняя Москва"

Нравится

Митрополит

  • Послания
  • Интервью
  • Труды
  • Выступления
  • Проповеди
  • Биография

Архив новостей

пн вт ср чт пн сб вс
1
  • В Боровске состоялось закрытие второй персональной выставки творческих работ Наталии Овсиенко
  • Квесты интерактивного музея при Свято-Никольском женском монастыре набирают популярность
  • В Калуге прошла культурно-просветительская встреча старшеклассников с православными учеными и писателями
  • В Калужской митрополии проходят курсы повышения квалификации для священнослужителей
2
  • В храме в честь иконы Божией Матери «Целительница» отпраздновали престольный праздник
  • В Калужской духовной семинарии пройдет Осенняя сессия Международного Оптинского форума
3
  • В духовно-просветительском центре «София» прошёл фестиваль музыкального творчества «Радуйся, Радосте наша!»
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент: Правило безопасности обучения
4
  • С 15 по 29 сентября прошли XXI Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской митрополии
  • Очередное заседание Оргкомитета по подготовке XII Международной православной выставки-ярмарки «МИР и КЛИР»
  • Доклад А.В. Бородиной на открытии пленарного заседания XXI Богородично-Рождественских образовательных чтений
  • Приветственное слово Губернатора Калужской области участникам XXI Богородично-Рождественских Образовательных чтений Калужской митрополии
  • Итоговое заседание экспертов конкурса «Просвещение через книгу» прошло в Издательском совете РПЦ
5 6
  • Митрополит Климент возглавил работу заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке
7
  • В канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского митрополит Климент совершил всенощное бдение в Троице-Сергиевой лавре
  • Митрополит Климент совершил Литургию в храме святых благоверных князей Бориса и Глеба с. Белкино
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент: Всему свое время
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Важные анонсы

  • Вопросы священнику
  • С 15 по 29 сентября прошли XXI Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской митрополии

Последние новости

  • 14 августа — Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
  • 31 июля — празднование Калужской иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
  • О празднике Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Митрополит Климент совершил в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Калуги молебное пение на новолетие
  • В пресс-центре Калужской Епархии прошло итоговое заседание отдела развития приходской жизни
  • Епископ Серафим возглавил Ежегодное заседание отдела информационной и издательской деятельности Калужской епархии

Социальные сети

Официальный сайт Калужской епархии

  • Новости
    • Общецерковные новости
    • Анонсы
    • Епархиальные новости
  • Митрополия
    • Калужская епархия
    • Козельская епархия
    • Песоченская епархия
    • Приходы митрополии
    • Монастыри митрополии
    • Контакты
  • Митрополит
    • Послания
    • Интервью
    • Труды
    • Выступления
    • Проповеди
    • Биография
  • Семинария
    • О семинарии
    • История семинарии
    • Абитуриенту
  • Училище
    • О духовном училище
    • История училища
    • Поступающим в училище
  • Гимназия
    • О Калужской православной гимназии
    • Программа обучения
  • ПМЦ "Златоуст"
    • О ПМЦ "Златоуст"
    • Смена в ПМЦ "Златоуст"
  • Периодика
    • Журнал "Православный христианин"
    • Газета "Наша вера"
    • Газета "Вера молодых"
    • "Богословско-исторический сборник"
  • Фото/Видео
    • ГТРК Калуга
    • Православный телеканал "Союз"
    • ТРК "Ника ТВ"
    • Патриархия.рф
    • Фото

Яндекс.Метрика MyCounter - счётчик и статистика

© 2012 Калужская епархия. Все права защищены. Вопросы и предложения присылайте на e-mail.
При использовании любых материалов с данного web-ресурса ссылка на информационно-издательский отдел Калужской епархии РПЦ МП обязательна.

Новостная хроника

  • Новости митрополии

    Важные события из жизни Калужской митрополии

  • Общецерковные новости

    Важные события из жизни Церкви

  • Анонсы

    Обзор предстоящих мероприятий

Архив новостей

пн вт ср чт пн сб вс
1
  • В Боровске состоялось закрытие второй персональной выставки творческих работ Наталии Овсиенко
  • Квесты интерактивного музея при Свято-Никольском женском монастыре набирают популярность
  • В Калуге прошла культурно-просветительская встреча старшеклассников с православными учеными и писателями
  • В Калужской митрополии проходят курсы повышения квалификации для священнослужителей
2
  • В храме в честь иконы Божией Матери «Целительница» отпраздновали престольный праздник
  • В Калужской духовной семинарии пройдет Осенняя сессия Международного Оптинского форума
3
  • В духовно-просветительском центре «София» прошёл фестиваль музыкального творчества «Радуйся, Радосте наша!»
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент: Правило безопасности обучения
4
  • С 15 по 29 сентября прошли XXI Богородично-Рождественские образовательные чтения Калужской митрополии
  • Очередное заседание Оргкомитета по подготовке XII Международной православной выставки-ярмарки «МИР и КЛИР»
  • Доклад А.В. Бородиной на открытии пленарного заседания XXI Богородично-Рождественских образовательных чтений
  • Приветственное слово Губернатора Калужской области участникам XXI Богородично-Рождественских Образовательных чтений Калужской митрополии
  • Итоговое заседание экспертов конкурса «Просвещение через книгу» прошло в Издательском совете РПЦ
5 6
  • Митрополит Климент возглавил работу заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке
7
  • В канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского митрополит Климент совершил всенощное бдение в Троице-Сергиевой лавре
  • Митрополит Климент совершил Литургию в храме святых благоверных князей Бориса и Глеба с. Белкино
  • Митрополит Калужский и Боровский Климент: Всему свое время
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Калужская митрополия Русской Православной Церкви Московского Патриархата

Россия, 248000, Калуга, ул. Набережная, д. 4.

Канцелярия/факс: (4842) 56-27-00 Вахта: (4842) 57-72-71 e-mail: eparhia@eparhia-kaluga.ru

  • Калужская епархия
  • Предстоятель
  • Викарий
  • Епархия сегодня
  • История епархии
  • Приходы епархии
  • Монастыри епархии
  • Контакты
  • Козельская епархия
  • Предстоятель
  • О Козельской епархии
  • Приходы Козельской епархии
  • Монастыри Козельской епархии
  • Песоченская епархия
  • Предстоятель
  • О Песоченской епархии
  • Приходы Песоченской епархии
  • Монастыри Песоченской епархии

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)

  • Биография
  • Послания
  • Интервью
  • Выступления
  • Труды
  • Проповеди

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)

Калужская духовная семинария

  • О Калужской духовной семинарии
  • История семинарии
  • Информация для абитуриента
  • Курсы повышения квалификации

Учредителем семинарии является Калужская епархия Русской Православной Церкви, в лице управляющего Калужской Епархией. Семинария является негосударственным общеобразовательным учреждением

Контакты:

Россия, 248000, Калуга, ул. Набережная, д. 4.

Канцелярия/факс: (4842) 56-27-00
Вахта: (4842) 57-72-71

e-mail: kds@eparhia-kaluga.ru

Сайт: http://kalugads.ru

Калужское духовное училище

  • О Калужском духовном училище
  • История училища
  • Информация для абитуриента

Учредителем училища является Калужская Епархия Русской Православной Церкви, в лице управляющего Калужской Епархией. Училище является негосударственным общеобразовательным учреждением

Контакты:

Россия, 24800, Калуга, ул. Дарвина, д. 13/33. Калужское духовное училище.

Телефон: +7(4842)56-30-06

Сайт: http://kdu-kaluga.ru

Калужская православная гимназия

  • О Калужской православной гимназии
  • Программа обучения

Учредителем гимназии является Калужская Епархия Русской Православной Церкви, в лице управляющего Калужской Епархией. Гимназия является негосударственным общеобразовательным учреждением

Контакты:

Россия, 248000, Калуга, ул. Дарвина, д. 13/33. Калужская православная гимназия.

Телефон: +7(4842)56-52-34

Сайт: http://pravoslavnayagimnaziya.ru

Православный молодежный центр "Златоуст"

  • О православном молодежном центре "Златоуст"
  • Новости ПМЦ "Златоуст"

В 1998 году на базе переданного Калужской епархии оздоровительного лагеря "Костер" (район деревни Макаровка города Калуги) был создан Православный молодежный центр Калужской епархии "Златоуст".

Прием документов:

Россия, 248000, Калуга, ул. Набережная, д. 4. ПМЦ "Златоуст".

Телефон: +7(4842)56-27-00 (доб. 148)

Сайт: camp-zlatoust.ru

Периодические издания Калужской епархии

Фото/Видео

Оригинальная статья

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: