«AIDA», раскрытая ладонь и духовная брань

«…Дискотеки, ночные клубы, модные рестораны, где собирается самая продвинутая молодежь, становятся местом, где обсуждаются все прелести приема наркотиков, трудно устоять перед натиском “рекламы”, если она исходит из уст тех, кого человек боготворит и с кем хочет общаться…»[*]. 

Итак, основа вовлечения в наркоманию – реклама. К сожалению, время объективной подачи информации о товаре (а это основная функция рекламы) прошло, реклама превратилась в инструмент АГРЕССИВНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ товара на рынке, в оружие конкуренции. С развитием NLP и PR технологий «каменный топор» рекламы уже давно превратился в мощное психологическое оружие. Давайте посмотрим, как оно действует. В 1986 году Э. Левисом (США) была предложена модель AIDA, которая в настоящее время является классической моделью воздействия рекламы (всей, которую мы видим на улице и на экранах):

Любому человеку понятно, что принятие решения о совершении покупки не может быть спонтанным и неосознанным. Покупка – это трата денег, заработанных интенсивным трудом. Присмотритесь к покупателям в любом магазине, и вы увидите работу этой модели в действии и главное — со стороны. По сути — это простейшая манипуляция сознанием.

Многие, прочитав это, возмутятся: «Так это что же — моим сознанием постоянно манипулируют?!». Да, именно так! Все производители и продавцы от пищевой индустрии до нарко- и порноиндустрии (к сожалению, они вышли на промышленные мощности) пользуются этой нехитрой схемой.

Однако так ли она нова, и так ли гениален Левис? Откроем Добротолюбие – собрание сочинений святых Отцов от IV до XV века.

Филофей Синайский писал в IX веке, о возникновении страсти в душе: «…Наперед бывает прилог (προσβολη, — приражение, … потом сочетание (συνδυασμος -содвоение…); далее сосложение … за сим пленение … наконец страсть (παθος-болезнь души…ставшая чертою характера…»

Схематично процесс выглядит так:

Теперь переведем слова на понятный современному человеку язык:

Патентовать здесь нечего, все уже 1000 лет назад было описано святыми Отцами, а придумано более 7500 лет назад дьяволом для уловления к себе людей!

В игре с названием «Наркобизнес» (или «Кто больше накопит денег на момент смерти?»), ВЫИГРЫВАЕТ ВСЕГДА только сатана. Остальные игроки, хотя до самой смерти и чувствуют себя вроде как победителями, в итоге на пороге вечности оставляют все богатства и повторюсь, НАВЕЧНО становятся его рабами!

Что же делать тем, кто хочет в вечности стать рабом Божиим? Для наглядности изобразим схему по — другому, так легче запомнить.

Соблазн – это действие, предмет  и т.д., ВНЕШНЕЕ по отношению к человеку. Избегая  и отвергая соблазн, человек гарантированно избегает падения.
Внимание – это принятие соблазна умом.
Услаждение – это принятие соблазна чувствами.
Пленение – это уже поражение воли человека, поиск средств к совершению греха.
Падение – это совершение греха телом.

Движение в гору трудновато, а с горы легко и стремительно, поэтому останавливаться на дороге ко греху лучше пока она идет в гору.

В основе святоотеческого опыта борьбы с грехом находится ТРЕЗВЕНИЕ -постоянное внимание к своим мыслям. «Кто я? Где я? Зачем я здесь? Что я должен делать? Зачем я живу?»  и т.д., то есть активное внимание к себе и окружающему миру. Современному человеку с расслабленным, фрагментированным вниманием это кажется невозможным, однако это единственный путь избежать безсмысленных, саморазрушающих действий. Это путь отвержения соблазнов ещё до начала восхождения на «греховные вершины».

Кроме того трезвение – это не только активное внимание, но и одновременное активное противодействие соблазнам молитвой, трудом, чтением.

Тема внутренней борьбы (по – церконославянски —  духовной брани) очень обширна, и человеку, всерьез решившему не стать жертвой рекламы современных соблазнов, необходимо начинать вникать в неё самому.


*) Цитата с сайта «REHAB-CENTR Центр реабилитации от наркомании и алкоголизма в Санкт-Петербурге»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: