Духовно-нравственное воспитание детей как основа здорового и высокоразвитого общества

Ваше Преосвященство, дорогие отцы и гости 17-х Рождественско-Богородичных чтений. Современная Россия переживает сегодня кризис, не столько экономический, сколько духовно-нравственный. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. И это разрушает нас точки зрения развития личности, семьи и государства.

Мы утрачиваем традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей.), а новых не приобретаем. Все это не дает возможности людям четкого различия понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни.

Удручает и тот факт, что значительно снизилось качество образования. Еще не так давно Россия считалась одной из самых читающих стран. Теперь, по социологическим опросам, мы читаем в 4-5 раз меньше, чем в Европейских государствах. А недавно проведенные Всероссийским Центром изучения общественного мнения социологические исследования показали, что 28% опрошенных лиц разного возраста убеждены, что Солнце — это спутник Земли, а 30% считают, что устранить радиацию можно в процессе кипячения.

Наша страна скоро отметит 70-летие окончание Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. Серьезную озабоченность по поводу знания учащейся молодежи истории войны высказывают ветераны, многие педагоги, государственные деятели. В настоящее время преподавание истории в России до сих пор ведется по разным учебникам, их число достигает 70-ти. В некоторых из них на историю Великой Отечественной войны отводится всего 5 часов, например: Сталинградскую и Курскую битвы детям предлагается изучить на уроке за 45 минут, а освободительный поход Советской армии предлагается к самостоятельному изучению.

Сегодня всякий здравомыслящий и не равнодушный педагог в деле нравственного воспитания опирается на фундамент отечественной духовной культуры, которая неразрывно связана с этническими ценностями национальных культур народов России, христианством, и др. религиями.

Уже достаточно ясны суть и истоки кризиса, охватившего отечественную систему образования и воспитания.

Во-первых, это кризис целей, поскольку утрачено однозначное представление о человеке, которого мы хотим воспитать.
Во-вторых, кризис мировоззренческий, поскольку всплыли «вечные вопросы» об отношениях человека и общества, индивидуального и социального, жизни и ее смысла.
В-третьих, существует кризис теории воспитания, так как появилось множество воспитательных концепций, большинство из которых научно не разработаны до конца и не обеспечены методологически.
В-четвертых, общество испытывает острый недостаток в компетентных воспитателях, то есть страдает система подготовки воспитателей разных уровней.

Нередки и такие ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных сект и оккультизма. Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.

Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса, экстремизма и терроризма; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству.

Нравственность это продукт воспитания — основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения.

Сегодня, требуется объединиться для решения этих сложных социальных, нравственных проблем, важна активная позиция самого гражданского общества, нужна мобилизация творческой энергии людей. И для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно- нравственной сфере, кроме возрождения самобытной цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры различных народов.

Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах:
1) культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);
2) нравственно-эстетическом (в контексте нравственного христианского, мусульманского и др. учений о человеке, цели его жизни);
3) этнокультурном (на основе национальных традиций народов России).

Рассмотрим несколько детально каждый из аспектов.

Культурно-исторический.

Мы по праву гордимся своими историческими героями. Это плеяда талантливых полководцев, государственных мужей, выдающихся ученых, деятелей культуры, писателей и поэтов с мировым именем. Все они истинные патриоты России. Их жизнь отражена в литературных произведениях, запечатлена в художественных полотнах, легла в основу многочисленных кинолент и т.д.

В современной реальности весьма недостает тех исторических основ, моральных принципов на которые опиралась жизнь России в минувшие времена. Самое страшное, что идет процесс вытеснения из сознания нового поколения гордости за свое историческое и культурное наследие и возрастает тлетворное влияние набирающей силу скверны. Мы являемся свидетелями того, что все чаще находятся желающие переписать нашу историю. И, как правило, делается все это совершенно безнаказанно, с подачи наших идеологических противников.

А ведь история государства — это его основное богатство, главный рычаг в формировании нового поколения патриотов, истинных граждан России. Тем, кому кажется, что на подобные вещи можно не обращать внимания, стоить заметить, что, например, Япония таким путем старается оспаривать права России на владение Курильскими островами. Другой пример — нездоровый ажиотаж вокруг пересмотра итогов Великой Отечественной войны и роли нашей страны в этой великой победе. Так что очень своевременно создается комиссия при Президенте РФ по предотвращению попыток фальсификации истории, приносящих вред государству.

В произведениях наших выдающихся писателей давно обозначился герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках в обществе, думая как их исправить, такой герой всегда начинает с себя. В.Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем».

В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать многие имена великих русских классиков, национальных писателей (Ч.Айтматов, Р.Гамзатов) и наших соотечественников — Достоевский. Путешествуя по дорогам их нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее…

Совсем недавно в 90-е годы перед нами стояла задача компьютеризировать наше общество, сделать доступными возможности современных технологий и Интернета для всех. Идея компьютеризации была поддержана на уровне национальных приоритетных проектов, в которые были включены школы. К сожалению, мы не сразу задумались о том, какие опасности и угрозы несет в себе всемирная сеть. Даже на самых хороших и безупречных лекарствах есть рекомендации по применению и дозировки.

Уникальные возможности доступа к информации, к образованию, к саморазвитию. Это абсолютная информация, которая практически не имеет ограничений. С другой стороны, это виртуальное пространство является источником очень серьезных рисков и угроз для общества, особенно для наших детей. Список негативных явлений весьма объемный: терроризм, порнография, пропаганда наркотиков, насилие и так далее. При этом скорость распространения информации абсолютно неконтролируема, мгновенна. С этой скоростью по миру распространяется не только добро, но и то, что разрушает корневую человеческую культуру и ценности, на которых держится наша цивилизация. Попытка игнорировать, не замечать этого, просто преступна. Одна из самых важных задач — наполнение Интернета человеческими ценностями, и сделать их интересными для наших детей.

Нравственно-эстетический аспект.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)

Поэтому в современной педагогике среди прочих, более чем какое-либо другое, имеет право на существование направление, базирующееся на фундаменте православных, или других религиозно- культурных традиций. Современная школа либо совсем отказывается от своей воспитательной функции, либо находится в растерянности из-за непонимания того, какой цели в деле воспитания она должна придерживаться, к какому идеалу вести ребенка. И это скорее не вина современной школы, а ее беда, поскольку дважды за прошедшее столетие рушилась сложившаяся в нашей стране система воспитания. В начале XX века коммунистический режим полностью разрушил систему религиозного воспитания. В конце этого же века разрушена система атеистического советского воспитания, полноценной замены которой на государственном уровне нет до сих пор. Сегодня отсутствует единый системный подход в вопросах воспитания, поскольку нет единой цели, а воспитывать «чему-нибудь» и «как-нибудь» невозможно.

Воспитательная работа начинается в семье. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы — распад семьи, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети — результат такого подхода.

Большая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в семье, в средствах массовой информации и др. источниках не только не готовит их к семье, а наоборот делает их безответственными по отношению к семье и ко всему обществу. Задача государства, влиять на семью, укреплять институт семьи, организовывать досуг молодежи, объединять подростков и детей для совершения добрых дел.

Христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Они дают человеку как личности возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человек

Изучение религиозной культуры в государственной школе в форме отдельного предмета — это наиболее эффективное средство решения проблем духовно-нравственного воспитания. Религиозное мировоззрение и ценности пронизывают всю российскую многонациональную культуру, историю, поэтому без изучения основ религии, ее культуры, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Этнокультурный.
(на основе национальных традиций народов).

На всем протяжении существования человечества у каждого народа материнский язык, традиции, обычаи, духовно- нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Различными народами в процессе своего исторического развития накоплен положительный воспитательный опыт, создана высокая педагогическая культура. Народ — живой, вечный источник педагогической мудрости, народная педагогика — это из поколения в поколение собранная духовная жизнь народа. Именно здесь раскрываются особенности национального характера, «лицо народа».

Ценность традиций заключается в воспитании потребности к труду; предоставлении самостоятельности и ответственности в выполнении порученного дела; в регулировании отношений между поколениями, привитии уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, формирует привязанность к родным местам, бережного отношения к природе, животному и растительному миру, развитии умения анализировать явления природы и многое другое.

Хранителем традиций, конечно, является семья — как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущих в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей и подростков. Традиции воплощают в себе нравственный опыт поколений. Овладение этими традициями служит показателем этнокультурной воспитанности человека.

Мы сегодня все обеспокоены отношением молодежи к браку и семейным ценностям, к вопросам морали, нравственности и права, к алкоголю и наркотикам и другим вопросам, связанным с духовно-нравственным состоянием молодежной среды. Существует много объективных и субъективных факторов духовно-нравственного развития личности в обществе. Поэтому при поддержке Президента, с помощью Министерства Образования нам надо общими усилиями, на всех уровнях общества, согласованно решать проблему «духовно- нравственного воспитания», и начинать работу надо с составлению комплексных мер по воспитанию личности, формированию у нее нравственных чувств, облика, позиции и нравственного поведения.

Прот. Сергий Сычев (руководитель епархиального отдела религиозного
образования и работы с молодёжью козельской епархии)

Козельск 1 октября 2014 г.